Сколько стоят ошибки в проектировании объектов на стальном каркасе

Согласно отчёту Главгосэкспертизы России, доля комплектов проектной документации, содержащих критические технические ошибки, достигает 28 %. Такая катастрофическая ситуация объясняется низким уровнем её подготовки из-за нехватки компетенций сотрудников, недостаточного учёта узкоотраслевой специфики, необоснованного сокращения сроков работы над задачей и отсутствия согласованности в действиях, если задание выполняется несколькими проектными организациями. Всё это приводит к необходимости тщательного анализа поступающей документации уже на уровне производителей конструкций, особенно если речь идёт о нестандартных заказах: цена проектных недочётов здесь может достигать 20 % от плановых затрат.

«К большому сожалению, ошибки — это не редкость, — подчёркивает Евгений Терешенков, руководитель службы проектирования холдинга «Венталл», российского лидера в производстве металлоконструкций для гражданского и промышленного строительства. — Качество проработки проектов КМ падает год от года, поэтому мы вынуждены подвергать всю стороннюю документацию минимум двухступенчатому контролю: на стадии приёмки конструкторами и при обработке службой главного технолога. Более того, уже на заводе высококлассные мастера смен могут выявить технические неточности в чертежах. Бывают и другие ситуации, когда формальных ошибок нет, но есть возможность улучшить решение, снизить металлоёмкость или трудозатраты. В этом случае мы даём (на усмотрение заказчика) обоснованные расчётами предложения по замене как профилей, так и отдельных конструктивных решений. Это всегда воспринимается позитивно, поскольку позволяет экономить средства заказчика».

Например, благодаря такому подходу были обнаружены ошибки при проектировании калужского ледового комплекса «Центральный»: разработка КМД выявила неточности в КМ заказчика, которые могли привести к серьёзным проблемам. Перепроектирование современными методами помогло это устранить в кратчайшие сроки. В итоге необычная арочно-ферменная спортивная конструкция была построена в срок и стала одним из самых известных объектов такого рода в Калужской области.

Первоочередными проблемами, считает эксперт, можно считать, во-первых, техническую недооснащенность традиционных проектных организаций, до сих пор занимающихся проектированием «плоских конструкций». Они ещё не перешли на работу с пространственными моделями. В случае сложных и нетиповых конструкций именно 3D-решения помогают найти все возможные пересечения элементов в пространстве и избежать фатальных недочётов. Во-вторых, ощутимо упало качество обучения проектировщиков, часто не имеющих достаточной квалификации и опыта для реализации сложных задач. На «Венталле», где за 30 лет сложилась своя авторитетная инженерно-конструкторская школа, это преодолевается непрерывной традицией обучения, но пока для России это не стало тенденцией.